Учиться стало опасно для здоровья

27 декабря 2005

В последние годы состояние здоровья школьников неуклонно ухудшается.

Пора бить тревогу – считают специалисты ТУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю. Накануне нового учебного года Территориальным управлением были проведены проверки во всех школах края. Результаты неутешительны. По итогам проверок составлено 113 протоколов, 1215 предписаний должностного лица, переданы в прокуратуру 51 материал. До сих пор, хотя прошло уже практически четыре месяца с начала учебного года, не все предписания выполнены. О том, в каких условиях учатся наши дети, и как это влияет на их здоровье, рассказывает начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения ТУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю Наталья Борисюк.

- Наталья Николаевна, наверно, я не ошибусь, сказав, что большую часть своей жизни ребенок проводит в школе. Но только ли школа является «виновником» ухудшения детского здоровья?

- Ведущим показателем здоровья является заболеваемость. Рост заболеваемости детей в последние годы обусловлен многими факторами, в том числе и снижением уровня качества жизни. Поэтому в современных условиях особенно важно полноценно выполнять все рекомендации по улучшению условий обучения и воспитания. Считаю недопустимым то, что и без того слабое здоровье ребенка ухудшается в школе.

По наблюдению специалистов, по мере взросления детей увеличивается частота снижения зрения, желудочно-кишечных, отоларингологических заболеваний, нарушается осанка, происходит рост нервно-психических расстройств. Причем врожденные заболевания имеют только 6% школьников, наследственные – 17%, а приобретенные за время обучения – 43%. Данные заболеваемости детей и подростков напрямую зависят от санитарно-эпидемиологической обстановки в образовательных учреждениях. Например, нарушение осанки происходит из-за несоответствия мебели росту и возрасту детей, нарушение зрения – из-за состояния освещенности и работы на компьютерах, респираторные заболевания возникают из-за бактериального загрязнения воздуха, нарушений режимов проветривания, патология органов пищеварения – из-за качества питания. Многие заболевания выявляются в стадии уже хронического процесса в связи с недостаточным медицинским обеспечением в школах.

- Сейчас много говорят о непомерных учебных нагрузках школьников, которые тоже отрицательно сказываются на здоровье.

- Сегодня недельная учебная нагрузка, определенная базисным учебным планом, значительно превышает нормы, установленные действующими санитарными правилами. И тут важно правильно распределять нагрузку. При проверках были выявлены случаи, когда наиболее трудные и утомительные предметы изучались в дни с более низкой работоспособностью. В расписании не соблюдалось чередование уроков по характеру деятельности, необоснованно использовались сдвоенные уроки, отсутствовали физкультминутки. Все это отрицательно сказывается на здоровье школьников. Дети компенсируют недостаток времени за счет сна и снижения двигательной активности. По результатам исследований 65% школьников страдают гиподинамией, у 23% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 40% учащихся появляется выраженное утомление и у 50% неврозоподобные реакции. Но только лишь снижением нагрузки в школе мы не изменим эту печальную статистику. Нужно, в первую очередь, разумно подходить к образовательному процессу, при составлении расписаний действовать согласно санитарно-гигиенических нормативов.

- Насколько школы в Алтайском крае подходят для обучения в них детей?

- Мы провели анализ проверок в различных видах образовательных учреждений и выявили проблемы, характерные для большинства школ края. Из-за недостаточного финансирования в последние годы в школах в основном проводятся только косметические ремонты. Доля невыполнения предписаний по улучшению материально-технической базы составляет 15-20%. Несвоевременно ремонтируются котельные, мастерские, спортивные и актовые залы, так как в первую очередь к началу учебного года готовятся учебные классы и кабинеты, столовые. В 70% школ медицинские кабинеты оборудованы не полностью, а в каждой третьей школе отсутствуют вообще. В 18% школ нет спортивных залов. Перебои в работе систем отопления в холодное время года самым непосредственным образом влияют на простудные заболевания учащихся. Из-за отсутствия медицинских кабинетов у многих школьников болезни выявляются уже в стадии хронического процесса. Для укрепления физического здоровья учащихся необходимо наличие спортивных залов в каждом образовательном учреждении.

Справка

В Алтайском крае функционируют 1513 школ дневного обучения, которые посещают 264443 учащихся.

Их них только 529 школ размещено в приспособленных для этого зданиях.

Не имеют централизованного водоснабжения – 13% школ, не канализовано – 18,5%, требуют капитального ремонта – 4,2%, из них половина находится в аварийном состоянии.

По результатам проверок более 12% ученической мебели не соответствует анатомо-возрастным особенностям детей, а по ряду территорий этот показатель значительно выше краевого. Несоответствие ученической мебели предъявляемым требованиям в значительной степени влияют на развитие нарушений при формировании опорно-двигательного аппарата. Во многих школах не проводится переоборудование устаревших систем искусственного освещения. Уровень искусственной освещенности не соответствует санитарным нормам в каждой пятой школе края. В то же время регистрируются нарушения в использовании устаревших компьютеров и расстановка их без учета технических требований. А в итоге – более, чем у половины учащихся нарушена структура зрения.

- Но все эти проблемы можно свести к одной – недостаточному финансированию.

- Вовсе нет. Я бы назвала не проблемой финансирования (хотя и этот вопрос стоит очень остро!), а проблемой безответственности руководства школ. Многие вопросы можно решить без больших финансовых затрат. Например, для поддержания нужного уровня искусственной освещенности в большинстве случаев нужно просто своевременно менять перегоревшие электролампочки. Для формирования правильной осанки школьников имеет значение не только соответствующая мебель, но и ее расстановка и рассаживание детей, а также контроль со стороны учителя за детьми, которые должны соблюдать правильную рабочую позу.

Гораздо больше внимания должно быть уделено пропаганде здорового образа жизни, занятиям спортом и организации рационального питания.

- Да, школьные столовые оставляют желать лучшего…

- Проверки показали, что в настоящее время износ холодильного и технологического оборудования по школам края составляет более 90%, нуждается в замене более половины столовой мебели.

Кроме того, питание учащихся нельзя назвать удовлетворительным. А ведь растущему организму в первую очередь необходима разнообразная, сбалансированная пища. Недостаточное поступление питательных веществ в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на физическом развитии, заболеваемости, успеваемости.

Дезорганизация системы общественного питания в сочетании со значительным ростом цен на продукты привели к сокращению числа школьников, получающих горячие завтраки, особенно в старших классах. Это ведет к серьезным нарушениям в структуре питания детей, многие из которых в течение всего дня не получают горячую пищу. И, как следствие – в растущий организм ребенка не поступают в достаточном количестве белки, кальций, железо, витамины, растительные масла. Из-за этого продолжается рост числа анемий, заболеваний органов пищеварения, дефицита массы тела и др.

Важную роль в возникновении заболеваний играет не только нарушение режима питания, но и его качество. Зачастую в состав школьных рационов питания включаются некачественные пищевые жиры, консервы, продукты, не обладающие высокой пищевой ценностью, а также большое количество кондитерских изделий. При оценке рационов питания выявляется нарушение соотношения основных питательных веществ, нередко натуральные продукты заменяются консервированными, не выполняются нормы питания по рыбе, творогу, овощам, фруктам. Школьные завтраки повсеместно вытесняются буфетной продукцией, которая не может заменить полноценное, рациональное питание.

При этом во многих территориях не решен вопрос о выделении средств из местных бюджетов на питание школьников. В тех районах, где эта проблема решена положительно, дотации очень незначительны – в среднем 1,5 рубля в день на одного школьника. В большинстве районов компенсации выделяются только для детей из малообеспеченных семей.

- Неужели все так плохо?

- Многие школы, особенно в сельской местности, несколько улучшают ситуацию за счет сельскохозяйственной продукции, выращенной на пришкольных участках самими детьми.

Благодаря программе «Профилактика йод-дефицитных состояний в крае» удалось решить проблему недостатка йода в питании учащихся. В школьных столовых дети получают продукты, обогащенные йодказеином, в приготовлении пищи используется йодированная соль.

- Мы говорим, что здоровье учащихся ухудшается из-за объективных факторов, но ведь нередко и сами школьники несерьезно к нему относятся – курят, употребляют наркотики…

- Но это проблема не столько «детская», сколько «взрослая». В школе и дома нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Подростки должны не просто знать о вреде курения и пользе спорта, а жить этим с раннего детства.

Каждый педагог на каждом уроке сейчас провозглашает, что здоровье – это хорошо. И при этом учитель задает ребенку 105 заданий на школьные каникулы. Учитель должен, прежде всего, понимать, что здоровье – это и его личная ценность, и ценность каждого ребенка, и соотносить с этим и нагрузку, и способ подачи материала, и организацию дня ребенка в школе. И тогда даже в сегодняшних очень жестких условиях, когда все образование нацелено на гонку за знаниями, можно выстроить учебный процесс так, чтобы ребенку в школе было хорошо.

- Но для улучшения здоровья школьников одной лишь инициативы учителей недостаточно.

- Да. В связи с этой проблемой руководителем ТУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю Игорем Салдан были изданы приказы «О первоочередных мероприятиях по профилактике заболеваемости детского населения Алтайского края», «Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за детскими образовательными учреждениями», указание «О подготовке общеобразовательных учреждений к новому 2005-2006 году». Согласно которым ужесточен государственный санитарно-эпидемиологический контроль за выполнением требований санитарного законодательства в школах. По результатам надзорных мероприятий мы потребовали от руководителей образовательных учреждений разработать планы мероприятий, направленные на устранение выявленных нарушений. Если долгое время на наши замечания мы получали один ответ – нет денег, то теперь мы ждем ответы в виде этих планов. Пусть не все нарушения будут устраняться сразу, но, по крайней мере, проблемы будут решаться согласно плану, а не откладываться в долгий ящик.

На сегодняшний день проведены экспертизы школьных программ и методик обучения, проводится их анализ. 80% учреждений выданы санэпидзаключения. Территориальным управлением разработана программа производственного контроля за условиями обучения школьников. Благодаря этому в школах будут постоянно контролироваться уровень искусственной освещенности, микроклимат, использование компьютеров и т.д.

Кроме того, Территориальным управлением и его отделами подготовлены предложения по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния школ, которые будут вынесены на рассмотрение органов исполнительной власти. В предложениях предусмотрены вопросы по улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений, восстановлению льготного и бесплатного горячего питания для учащихся всех, включая старшие, классов, оптимизации рационов питания детей, и, в первую очередь, продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами, обеспечению школьных пищеблоков современным оборудованием.

Специалисты Территориального управления приняли участие в зональном совещании по проблемам прав ребенка, организованное уполномоченным по правам человека в Алтайском крае Юрием Вислогузовым. На совещании, в том числе, были озвучены проблемы здоровья школьников и предложены пути по их решению.

Особое внимание уделено гигиеническому воспитанию и обучению, так как многие инфекционные и паразитарные заболевания, составляющие огромную часть всех заболеваний школьников, распространяются из-за несоблюдения элементарных правил личной гигиены. В этом году на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» проведено гигиеническое обучение педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. До конца года все педагоги пройдут медосмотры.

Хотелось бы, чтобы и родители заняли активную позицию в улучшении здоровья своих детей. Ребенок с пеленок должен учиться правилам личной гигиены, на примере взрослых ответственнее относится к своему здоровью. Родители обязаны беспокоиться о том, все ли прививки сделаны их ребенку, принимать участие в иммунизациях против гриппа и клещевого энцефалита, чаще интересоваться самочувствием детей, уделять внимание закаливанию и занятиям спорту.

Впереди зимние каникулы. Проведите их с пользой для своей семьи. Отдых обязательно должен быть активным. Выберите время для совместных прогулок на свежем воздухе, вставайте всей семьей на лыжи, коньки. Это укрепит не только физическое здоровье ваших детей, но и семейные отношения, которые не менее важны для психического благополучия ребенка.    

- Только укрепишь за каникулы здоровье своего чада, а впереди школа…

Хочется надеяться, что ситуация по ухудшению здоровья школьников будет постепенно меняться к лучшему. Школа не должна быть источником ухудшения здоровья. Сегодня «школьные» вопросы   очень актуальны и требуют немедленного решения. Состояние здоровья школьников – большая и сложная проблема, и решить ее можно только совместными усилиями властей, медицинских работников, родителей и педагогов.

Ольга Петенева